В поездах и самолетах могут появиться профессиональные
аптечки, а транспортную медицину выделят в отдельную отрасль. Также обсуждается
возможность включения в состав всех поездных бригад медицинских работников.
По словам директора административного департамента Минтранса
России Константина Пашкова, сегодня сложилась довольно парадоксальная ситуация,
транспортники не могут вносить корректировку нормативов, а в Минздраве даже нет
специального отдела по транспорной медицине.
В минтрансе считают, что транспортная медицина с учетом ее
особенностей должна быть выделена в самостоятельный раздел закона об охране
здоровья граждан. «У министерства сейчас нет полномочий регулировать медицину
на транспорте, — рассказал директор административного департамента минтранса
Константин Пашков в беседе с „Российской газетой“ после заседания экспертного
совета в Госдуме. — Для того чтобы появились эти полномочия, нужна
соответствующая статья в законе».
Минтранс при соответствующем решении правительства готов
сформировать отдел, который будет заниматься транспортной медициной. В
Минздраве сегодня тоже нет такого отдела. Это также подкрепляется тем, что
ввиду огромной специфики транспортной медицины, ее экстерриториальности и
международным аспектом имеется большой пласт международного законодательства
(конвенции ИКАО и ИМО) на требования которого надо быстро реагировать.
Из-за пробелов в законодательстве страдают пассажиры. Если в
поезде кому-то вдруг резко станет плохо, оказать квалифицированную помощь будет
некому и нечем. По словам первого заместителя начальника Центральной дирекции
здравоохранения РЖД Сергея Алексеева, в поездах нет необходимого минимума
лекарственных препаратов. Иными словами, нет профессиональных аптечек. Сегодня
пассажирские поезда оснащены лишь специальными медукладками для оказания первой
помощи, как того требует приказ минздрава, подчеркнули в пресс-службе РЖД.
Константин Пашков подтверждает, что профессиональных аптечек
в поездах действительно нет. Есть обычные, бытовые. «Мы инициативу по
формированию таких профессиональных аптечек в поездах и самолетах поддерживаем,
— уточняет Пашков. — Медики, в свою очередь, должны будут разработать состав
для аптечки. Туда могли бы войти обезболивающие препараты, сердечно-сосудистые
препараты и лекарства направленного действия».
Обсуждается сейчас и инициатива ряда медицинских экспертов
по установке в каждом поезде и самолете дефибриллятора. Но пока, как поясняет
Пашков, никто не считал, сколько нужно таких аппаратов и сколько понадобится
денег на их закупку.
Нет и единого мнения и по другому важному вопросу. Нужен ли
медработник в составе поездной бригады или на борту самолета? В Минтрансе
считают, что укомплектовывать каждый поезд или борт фельдшером или другим
медработником экономически не целесообразно. Главное, чтобы было чем оказывать
экстренную помощь. А порядок действия в случае ЧП в поезде или самолете
известен всем проводникам. Если кто-то заболел в поезде, об этом сразу же
сообщается на ближайшую станцию, где состав встречает бригада «скорой помощи»,
чтобы отвезти больного в ближайшую клинику. Если человеку стало плохо на борту
воздушного судна, то принимается решение об экстренной посадке в ближайшем
аэропорту.
|